16.03.2018

EY: в 2017 году продажи новых легковых авто в России выросли на 11,9% грузовиков – на 50%

В 2017 году российский авторынок начал восстанавливаться на фоне общего оздоровления экономики. Основными драйверами роста стали отложенный спрос, подъем потребительской активности, увеличение расходов и сохранение значительных объемов государственной поддержки сектора. Таковы результаты нового исследования компании EY «Автомобильный рынок России и СНГ».

После динамичного восстановления, наблюдавшегося в 2010–2011 годах, рост российского автомобильного рынка в 2012 году замедлился, а с 2013 года на фоне ухудшения макроэкономической конъюнктуры происходило сокращение продаж. Андрей Томышев, директор EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ высоко оценивает долгосрочный потенциал российского рынка

- Потенциал объясняется низкой степенью обеспеченности населения автомобилями, солидным возрастом автопарка, продолжением государственной поддержки сектора и развитием бизнеса в РФ крупными международными игроками. В случае дальнейшего улучшения макроэкономических показателей, потенциал роста может быть реализован в ближайшие годы.

 По итогам 2017 года объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей показал рост на 11,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,6 млн единиц. По оценкам аналитиков компании восстановление рынка продолжится в 2018 году с перспективой увеличения объемов продаж до уровня, превышающего 2 млн легковых автомобилей к 2020 году».

Темпы восстановления будут определяться такими факторами, как обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, размеры и эффективность мер государственной поддержки, государственное регулирование, в частности индексация утилизационного сбора, а также перспективы снижения стоимости владения автомобилем.

Авторы исследования отмечают, что несмотря на рост рынка автомобильного кредитования в 2017 году, уровень проникновения автомобильных кредитов в России пока еще ниже показателя западных стран. Однако постепенное снижение ключевой ставки, наращивание бизнеса кэптивными банками автомобильных компаний и общее восстановление рынка потребительского кредитования будут способствовать увеличению доли кредитных продаж автомобилей, стимулируя рост авторынка.

В 2015–2017 годах наблюдался рост доли отечественных и иностранных локализованных марок на российском автомобильном рынке. Основными причинами этого являются ценовое преимущество российских и локализованных иностранных моделей, переориентация спроса на бюджетные марки на фоне роста цен на автомобили, а также фокусирование государственной поддержки спроса на данных моделях. По оценке Андрей Томышева в 2017 году доля российских марок в автомобильном парке продолжила сокращаться за счет замещения снятых с производства отечественных моделей новыми бюджетными иностранными и российскими автомобилями: « Тенденция поддерживалась запуском в 2015–2017 годах ряда новинок в сегменте компактных кроссоверов и интересом к новым бюджетным моделям LADA, который позволил нарастить долю данной марки».

Рост доли премиальных брендов, который наблюдался в 2013–2016 годах, сменился в 2017 году снижением, говорится в исследовании. Среди основных факторов -восстановление потребительской активности и реализация отложенного спроса в бюджетном и массовом сегментах.

Эксперты также отмечают, что в условиях кризиса некоторые дилеры, испытывающие финансовые проблемы и не сумевшие адаптироваться к кризису ввиду недостаточной диверсификации бизнеса и высокой закредитованности, ушли с рынка. Другие оптимизировали размер бизнеса или были приобретены более крупными игроками. Ряд дилеров, взявших значительные кредитные обязательства, проходят процедуру финансовой реструктуризации. Восстановление рынка в 2017 году и диверсификация бизнеса за счет наращивания доли подержанных автомобилей помогли части дилеров улучшить финансовые показатели. Эксперты  считают, что для повышения прибыльности дилеров в долгосрочной перспективе необходимо продолжать развитие продаж подержанных автомобилей и финансовых продуктов, а также активизировать использование данных, собранных через телематические устройства.

В сегменте коммерческих автомобилей в 2017 году российские бренды продолжают доминировать. При этом продажи коммерческих автомобилей начали восстанавливаться раньше рынка легковых — в 2016 году, поскольку в меньшей степени подвержены негативному влиянию снизившейся потребительской уверенности. В 2017 году был зафиксирован значительный рост продаж грузовиков — на 50,8%.

По данным исследования, одними из основных покупателей автобусов в России являются муниципальные автобусные автопарки. Существенная корректировка бюджетов муниципалитетов в условиях кризиса сказалась на количестве заказов на автобусы и объемах их производства. Так, производство автобусов в России в 2017 году сократилось на 2,8%, однако сохранило хорошие перспективы для дальнейшего развития в связи с солидным возрастом транспортных средств, а также благодаря государственной поддержке автопроизводителей и спроса на технику. В перспективе ожидается электрификация автобусного парка в крупных городах.

Международные автомобильные концерны продолжают процесс локализации. Однако его сдерживает отсутствие качественной базы поставщиков второго и более низкого уровня, а также некоторых материалов для автомобильной отрасли.

 

Материалы по теме

LADA Vesta впервые возглавила рейтинг самых продаваемых моделей легковых авто в России

Лизинговые компании формируют партнерские программы с автодилерами

Екатеринбург возглавил рейтинг российских городов по продажам премиальных автомобилей

Lexus открыл в Магнитогорске первый дилерский центр

Рынок автокредитования в 1 квартале вырос на треть

ВТБ изменил условия по партнерским программам автокредитования