Лизинг прокачал мышцы

Опубликован рейтинг лизинговых компаний по итогам 2023 года: называем лидеров

Опубликован рейтинг лизинговых компаний по итогам 2023 года: называем лидеров

Рынок лизинга уверенно прошел фазу восстановления после кризисного спада

Журнал «Эксперт-Урал» публикует итоги развития рынка лизинговых услуг на территории Урала и Западной Сибири в 2023 году.

В исследовании, проведенном Аналитическим центром «Эксперт», приняло участие 13 лизинговых компаний — семь региональных и шесть федеральных, ведущих деятельность на территории Большого Урала. По сравнению с прошлым исследованием список участников пополнился на два федеральных игрока («Альфа-Лизинг» и «РЕГИОН Лизинг»).

Движение вверх

Рынок лизинга в стране в прошлом году по всем замерам показал внушительную динамику. По данным исследования «Эксперт РА», объем нового бизнеса по итогам 2023 года составил 3,59 трлн рублей, что на 81% превышает показатель 2022 года и на 57% — уровень докризисного 2021 года. Количество заключенных сделок за 2023 год увеличилось с 340 до 484 тысяч (+42%).

На фоне низкой базы 2022 года новый бизнес на страновом уровне показал существенный рост как в корпоративных, так и в розничных сегментах (+119% и +73% соответственно).

Пять лет подряд доля розничных сегментов растет, за 2018 — 2023 годы она увеличилась с 56% до 78% в объеме нового бизнеса. При этом порядка 66% от розничных сегментов занимает автолизинг, среди которого грузовой транспорт показал двукратный рост нового бизнеса к 2022 году, а легковые автомобили и авто­-бусы — немногим менее 80%.

Активное развитие восточного направления грузоперевозок обуславливает необходимость обновления дорожной инфраструктуры. И этот фактор наряду с крупными жилищными проектами привел к росту потребности в строительной технике, объем нового бизнеса в этой сфере повысился на 64% относительно 2022 года.

По итогам 2023 года максимальный объем нового бизнеса в целом по стране сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей рост на 105%. На второе место поднялась ГК «Сбербанк Лизинг», увеличив объем нового бизнеса на 147%, «ВТБ Лизинг» занял третью позицию (+104%).

По расчетам «Эксперт РА», Уральский федеральный округ занимает 8,4% в общероссийском объеме нового бизнеса.

Урал держит темп 

На общероссийском фоне уральский рынок заметно вырос, правда, динамика оказалась чуть ниже. Совокупный объем нового бизнеса участников нашего исследования увеличился на 62% и составил 164,6 млрд рублей, из которых 54% пришлось на филиалы федеральных лизинговых компаний, работающих в макрорегионе. Соответственно, 46% держат региональные лизинговые компании. 

Лизинговый портфель вырос почти на 46%, до 278 млрд рублей.

Среди федеральных компаний лидерство захватила «Альфа-Лизинг», которая усилила свое присутствие в регионе, купив в конце 2022 года крупную уральскую компанию. За год она увеличила объем нового бизнеса на территории Урала и Западной Сибири почти вдвое, до 41 млрд рублей.

В списке региональных компаний ротации не произошло. Первую строчку, как и годом ранее, удерживает компания «Уралбизнеслизинг». Ее объем нового бизнеса вырос на 20% и составил 21,1 млрд рублей. На второй позиции с минимальным отрывом   — группа компаний «Ураллизинг», с результатом 20,3 млрд рублей. На третьем месте — «Челиндлизинг» с показателем 15,2 млрд рублей, эта компания за год увеличила новый бизнес почти в три раза.

Все те же лидеры и по размеру портфеля. Наибольший объем текущего портфеля среди федеральных компаний у «Альфа-Лизинга» (69 млрд рублей; прирост 52%). Среди региональных игроков наибольший портфель у «Уралбизнеслизинга» (42 млрд при приросте 25%).

Основной вклад во взрывной рост прошлого года внес лизинг грузового и легкового автотранс­порта, а также лизинг строительной техники. По итогам 2023 года объем нового бизнеса с этими предметами лизинга занимал 73% от всего анализируемого нами объема рынка, составив почти 100 млрд рублей в денежном выражении.

В структуре клиентской базы лизинговых операторов, работающих на территории региона, традиционно преобладает малый и средний бизнес: на субъекты МСП пришлось 85% совокупного объема нового бизнеса.

В территориальном разрезе почти половина суммарного объема нового бизнеса сформирована на территории Свердловской (26%) и Тюменской областей с автономными округами (21%). Положительная динамика объема нового бизнеса отмечается во всех регионах. Наибольший прирост — в Челябинской области (плюс 105%).

Для финансирования сделок лизинговые операторы предпочитают привлекать банковские кредиты. Доля этого источника составляет 56% профинансированных сделок. Из авансовых средств было профинансировано около 18% сделок, на собственные средства совершено 12% сделок.

Спрос создает стройка   

Большинство участников исследования внушительную динамику прошлого года объясняют реализацией отложенного спроса после кризисного спада.

— В 2022 году многие компании откладывали программы обновления своих авто- и технопарков. В связи с этим наиболее востребованными объектами лизинга в прошлом году стали коммерческий транспорт, производственное и упаковочное оборудование, сельскохозяйственная и строительная техника, станки для полиграфии, текстильной индустрии, — отмечает руководитель уральского дивизиона продаж «Альфа-Лизинг» Олег Ишимов.

Кроме того, по мнению директора по развитию компании «АС ФИНАНС» Ильи Лесникова, участники рынка смогли адаптироваться к новым условиям: «Практически окончательно ушли поставщики западной техники, мы сейчас ориентируемся на восточных поставщиков, в частности Китай».

Региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг» Иван Савченко одной из причин роста рынка считает эффект реализации национальных проектов: «Это поддерживает высокий уровень деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Драйвером экономики является логистика и грузоперевозки, а это создает устойчивый спрос на грузовой транспорт, специальную строительную и дорожно-строительную технику. В нашей компании около 50% всех продаж приходится именно на этот сегмент. Остальные 50% — это легковой транспорт, сельскохозяйственная техника, оборудование для металлообработки и деревообработки».

На уральском рынке лизинга тон задают розничные сегменты, особенно активно развивается автолизинг. Лизинг автотранспорта остается одним из популярных способов обновления и расширения автопарков для компаний, работающих в сфере логистики, перевозок и туризма.

Впрочем, не уступает в динамике и лизинг, ориентированный на индустриальный сектор. 

— За счет существенного увеличения внутреннего спроса заметно растет металлообработка, мы видим большой запрос со стороны этой отрасли на оборудование, — отмечает заместитель генерального директора по Уральскому региону компании «Дельта Лизинг» Вадим Константинов

Определенный вклад в динамику рынка внесли и программы государственной поддержки. По словам Ивана Савченко, компания «Интерлизинг» профинансировала более 1,5 тыс. сделок по программам господдержки на общую сумму более 600 млн рублей: «В связи с трендом локализации производства в России популярность программ субсидирования растет, ведь лизинг является инструментом поддержки отечественного производителя, и лизингополучатели активно этим пользуются».

Ужесточение де­нежно-кредитной политики во второй половине прошлого года стало ограничивающим фактором развития отрасли и несколько охладило динамику первых шести месяцев. По словам Олега Ишимова, рост ставок существенно повлиял на стоимость фондирования для лизингодателей и на итоговую сумму для лизингополучателей.

По наблюдениям Вадима Константинова, это привело к сокращению инвестиционного спроса в конце 2023 года и обусловило вялые объемы продаж в первом квартале 2024 года.

По этой причине, считает член совета директоров компании «ПР-Лизинг» Сергей Шелковой, компании реального сектора заняли выжидательную позицию: «Потому инвестиции в основной капитал сейчас демонстрируют понижательный тренд».

К разряду ограничивающих факторов участники исследования также относят и процессы адаптации отрасли к работе с новыми поставщиками. Несколько проще переживает эту трансформацию сегмент автотранспорта, но далеко не всем отраслям удалось быстро перестроиться. На этот аспект обращает внимание Вадим Константинов: «В металлообработке и строительстве замена оборудования на китайские аналоги прошла достаточно безболезненно, но в некоторых отраслях, таких как фармацевтика и пищевая промышленность, возникают проблемы, связанные с поиском аналогов европейского оборудования. Остаются актуальными вопросы расчетов по импортным контрактам и задержки в сроках поставки оборудования».  

Горизонт-2024

И тем не менее на этот год участники исследования смотрят достаточно позитивно.

— Экономика продолжает работать, появляются новые направления бизнеса, имеющиеся основные средства также необходимо периодически обновлять, — формулирует базовые предпосылки для роста Илья Лесников.

Безусловно, взрывной динамики мы в этом году не увидим. Вадим Константинов рассчитывает на увеличение нового бизнеса по итогам 2024 года на 10%.

Иван Савченко ожидает, что лизинговый рынок покажет рост на 15 — 20%: «Существенное влияние на рынок оказывает кредитно-денежная политика. Но за прошедший год рынок лизинга ко многому адаптировался. Мы видим, что сохраняется спрос со стороны перевозчиков, автопарки продолжают обновлять основные средства, налажены поставки строительной техники».          

Дополнительные материалы

Рейтинг лизинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2023 года